Дайджест
18 Мая 2021

Школа интеллектуального дизайна. Кафедра дизайна СПбГУ

НАСТОЯЩАЯ ШКОЛА ИНТЕЛЛЕКТАЛЬНОГО ДИЗАЙНА: 

чем и как живет кафедра дизайна СПбГУ

Более 20 лет в составе СПбГУ существует образовательная программа в области дизайна. Изначально весь факультет искусств развивался на факультете филологии. В какой-то период даже стал называться факультетом филологии искусств. А в 2010 году образовательная программа «Графический дизайн» трансформировалась в отдельную кафедру дизайна. Пандемия вызвала огромный спрос на дисциплины в сфере дизайна. Направление “Графический дизайн” в 2020-м году попало в пятерку самых конкурсных специальностей СПбГУ.

Кандидат искусствоведения и руководитель кафедры Ксения Позднякова рассказала о деятельности кафедры, особенностях направления подготовки студентов и международном сотрудничестве.

IMG_6428 копия.jpg

Ксения Григорьевна, какие изменения в образовательной программе произошли за время ее существования?

Если говорить про графический дизайн, мы всегда были особенными. Это был такой перспективный эксперимент. Из всех практических искусств СПбГУ мы первые начали свой путь в составе классического университета. Сейчас весь факультет искусств и кафедра дизайна вместе с ней являются уникальным явлением в области художественного образования в контексте классического образования. В Петербурге мы такие единственные. В связи с этим у нас сформировалась идеология Высшей школы дизайна СПбГУ. 

Мы стали настоящей школой интеллектуального дизайна.

На чем делается акцент в изучении дисциплин?

Сначала основной метафорой было развитие еще одного языка, на котором можно осуществлять коммуникацию - языка графического дизайна. Филологическая основа нашего зарождения до сих пор гармонично существует, потому что в основе дизайна лежит мощная коммуникативная составляющая. Мы очень внимательно относимся к тексту, к слову и к форме слов. 

Очень много проектов с самого начала нашей учебной деятельности посвящены интерпретации языка и смыслов. Эти проекты носят прикладной характер. Например, сопровождение филологической конференции молодых ученых и других конференций университета.

Интерес к языку носит также исследовательский характер. На предметах «Дизайн проектирования», «Коммуникативные компетенции дизайна» у нас много междисциплинарных проектов, связанных с интерпретацией русских сказок и поговорок или японской поэзии. Например, книга как объект на тему трехстиший. 

Студенты ведут исследования под руководством профессора, доктора философских наук Галиной Николаевной Лола «Графический тизер сложных философских текстов» - в ходе студенческого анализа получаются графические проекты, тизеры и интерпретация в графике произведений Германа Гессе «Игра в бисер».

Эта контекстуальность графического дизайна сейчас очень видна в работах наших студентов. Сначала очень осторожно и локально, а со временем более глубоко и глобально кафедра стала заниматься тематикой, связанной с наукой. Графическими способами студенты и преподаватели исследуют такие области научных знаний как нейролингвистика, медицина, биология и экология. Сегодня для графического дизайна в стенах СПбГУ не существует невозможных тем. Мы стали настоящей школой интеллектуального дизайна. У нас есть возможность взаимодействовать с богатейшим научным пространством, которое можно исследовать через дизайн. Университетская среда уже довольно давно вдохновляет наших студентов на проектную деятельность. Помимо университетской тематики также широко представлен дизайн, арт-дизайн, взаимодействие с культурными явлениями. 

IMG_6441.jpg

В каких международных проектах кафедра принимает участие?

Кафедра дизайна совместно с Высшей Школой Экономики и Санкт-Петербургским Политехническим университетом готовят совместную Конференцию CUMULUS. 

CUMULUS - глобальная ассоциация ВУЗов в области искусства, дизайна и медиа. В 2022 году она пройдет в России. Главная тема Конференции «(Не-)тактильность» или Untouchable. В 2020-м году Конференция CUMULUS уже проходила в России и там удалось перевести все офлайн носители в онлайн формат для проведения мультимедийной выставки. А сейчас международный комитет начал подготовку к предстоящему через год мероприятию. Организаторы надеются, что Конференция пройдет в офлайн формате с применением мультимедийных технологий. В программе мероприятия ожидаются как традиционные панельные дискуссии и конференционные доклады, так и выставочные программы и мастер-классы.

На Конференции также будут рады видеть коллег и специалистов из других Высших школ Университета - в области рекламы, медиа, социологии и психологии. Ведь именно пространство Университета дает возможность смотреть на проблемы дизайна через призму связей между другими направлениями науки. Дизайн совместим со всеми сферами деятельности человека. Это мы и показываем через наши проекты. 

Благодаря членству в ассоциации CUMULUS СПбГУ стал известен в международном культурном пространстве.

На чем делается акцент в подготовке дизайнеров-практиков?

В начале своего пути кафедра вела подготовку специалистов в области дизайна и большее внимание уделялось художественной тематике и дизайнерской форме. Сначала мы исследовали сами себя - что есть дизайн в контексте искусства, язык графического дизайна и его формы, эксперименты. Постепенно, с изменением учебной программы был введен большой блок общеуниверситетских дисциплин. Высокая планка уровня образования позволила пересмотреть и усовершенствовать учебный план при переходе на двухуровневую систему. На область бакалавриата была перенесена практическая компонента, а в магистратуре студенты развивают концепцию исследовательского дизайна с практическим результатом. Мы очень четко выстраиваем связи между всеми дисциплинами и формируем ядро профессиональных компетенций. 

Как меняется подход к дизайну с развитием цифровизации?

Несмотря на стремительный рост цифровизации, материальные носители безусловно ценны. Возможность рукотворно работать с материалом - это вечная ценность, которая никуда не денется. Технология - это всего лишь инструмент. Развитие творческих способностей и художественного видения, сочетание креативного и системного мышления от идеи к комплексу - актуальный вектор развития дизайнеров.

IMG_6321.jpg

Какие они - абитуриенты, студенты и выпускники кафедры дизайна?

За 20 лет у нас выработался собственный контингент абитуриентов. К нам приходят люди, которые не только хотят получить профессию художника - дизайнера, но также желающие получить теоретическую  и гуманитарную основу. Эти знания в дальнейшем позволяет достаточно свободно чувствовать себя в профессиональном пространстве - не только российском, но и международном. 

К 15-летию графического дизайна СПбГУ было более 500 выпускников. В 2021-м году - более 700 выпускников. По результатам анкет мы видим положительную обратную связь и готовность участвовать в работе кафедры. Наши выпускники во многом продолжают свое обучение за рубежом и в ведущих российских школах. Ребята не боятся гибко менять свои маршруты. У нас есть примеры, когда дизайнер-график получает дополнительное образование и становится успешным театральным  дизайнером. Или когда после успешного окончания магистратуры в Высшей школе менеджмента выпускники работают топ-менеджерами в рекламных и дизайн-студиях. Кто-то переходит в сферу моды. В любом случае, отзывы очень позитивные и наше образование является прочным фундаментом для дальнейшей карьеры и формирования личной базы.

IMG_6234.jpg

Из каких стран студенты приезжают для обучения и стажировках по обмену и что их они выбирают для изучения?

Среди иностранцев - преимущественно китайские студенты. В том числе потому, что все портфолио и вступительные экзамены сдавались онлайн. также есть студенты из Объединенных Арабских Эмиратов и СНГ. Достаточно много европейских студентов из Германии, Балтии и Финляндии приезжают на ежегодные стажировки. В основном ребят интересуют художественные специальности и проектирование. В европейских школах эта компонента за время развития учебных программ сильно сократилась и дисциплины по печатной графике, живописи и рисунку преподаются в качестве факультатива без последовательного внимания. Это положительная динамика по таким запросам на стажировки и международный обмен.

Для творческого человека весь мир - бездонный источник вдохновения, просто важно, чтобы это вдохновение нашло возможность для реализации.

Какой проект хотелось бы реализовать на кафедре?

Главная мечта - чтобы все наши концепции и прототипы доходили до реализации. Для этого необходимо развитие устойчивых условий для постдипломной стартаперской деятельности выпускников. Потому что очень хочется, чтобы лучшие из выпускников оставались в поле нашего взаимодействия и сотрудничества, а а поток креатива не иссякал. В ближайших планах - графическое сопровождение 300-летия СПбГУ. Наши студенты и преподаватели вдохновились этой идеей и уже готовят свои курсовые и дипломные проекты.

IMG_6232.jpg


Интервьюер: Анастасия Сметанина, студентка первого курса магистратуры СПбГУ направления «Медиакоммуникации».

Фото: Анастасия Калинина

*Интервью подготовлено в рамках студенческой практики по направлению «Дизайн коммуникаций» в INRU и Союзе Дизайнеров России.